Слайд  4. Содержание деятельности по формированию у воспитанников навыков безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования.

Слайд  5. Для комплексного развивающего воздействия на ребенка, формирования осознанного безопасного поведения вопросы безопасности надо включать в разные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую,  художественную, чтение.

Слайд  6. Для качественной организации работы создана развивающая среда. Оформлен уголок безопасности, оснащённый  игровыми пособиями, литературой, подборкой журналов «Юный спасатель», моделями спецтранспорта, которые воспитанники используют в играх. Для детей и родителей оформлены стенды, подобраны буклеты, альбомы, настольно-печатные игры, картины, иллюстрации, разные виды театра, художественная литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Юные пожарные», «Шофёры», «ДПС», «Служба спасения».

Слайд  7. Оформляются выставки детских рисунков, фотовыставки. Имеются дидактические игры соответствующей тематики.

Слайд  8. При работе по формированию основ безопасности показали  эффективность такие интерактивные методы: интерактивные дидактические и ролевые игры, моделирование, театрально-игровая деятельность с элементами интерактива, игровые тренинги, кейс-ситуация. На этих методах остановимся подробнее.

Слайд 9. В интерактивных дидактических и ролевых играх закрепляются представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Элементы обучения правилам безопасности вносятся в игры в качестве образовательной задачи. Так, например, в ролевой игре «Семья» детям предлагалось разыграть варианты ситуации, когда: «Мама ушла в магазин, а дети остались одни дома»; «Дети открыли домашнюю аптечку»; «Дети решили поиграть в мяч в квартире» и т.д. Таким образом происходит обогащение и развитие игровых сюжетов, усваиваются нормы безопасного поведения.

Дидактические игры, игры с правилами позволяют формировать и закреплять представления о правилах безопасности. Новизна данного приема в контексте этой темы заключалась в том, что воспитатель обучает правилам игры воспитанника, который затем учит  товарищей по волонтерскому принципу «равный обучает равного».

Метод моделирования используется для формирования у воспитанников умения составлять план – карту группы, квартиры, участка группы, дороги в детский сад и др. Дети вместе с педагогом располагают предметы в пространстве, соотносят их, «читают» карту. Используются задания типа «Составим план - карту группы, отметим места, где необходима осторожность». Моделирование похожих ситуаций способствует применению полученных представлений на практике, развивает мышление, готовит к умению правильно вести себя в  экстремальной ситуации.

Слайд  10. Основой театрально-игровой деятельности с элементами интерактивного обучения послужили «Странички безопасности», опубликованные на сайте МЧС и рекомендованные для детей. В предложенных рассказах рассматривались  опасные жизненные ситуации, которые могут произойти с детьми. Вначале рассказы читались воспитанникам, обсуждались с ними. Затем было решено переработать их в небольшие пьесы: «Дары Лесовика» (правила поведения летом в лесу), «Таинственная незнакомка»: (правила общения с незнакомыми людьми) и т.д.

Слайд  11. Так появился «Театр безопасности», артистами которого стали воспитанники, педагоги. Основной особенностью стало то, что в них присутствует интерактивное общение со зрителями, как правило, с использованием мультимедийных средств. Ведущим «Театра безопасности» от имени автора всегда выступает ребенок, который задает зрителям проблемные вопросы, обсуждает поведение героев. Создана большая видеотека: после пьесы детям демонстрируются мультфильм по данной теме – они разной тематики есть на сайте МЧС. Пьесы показывались воспитанникам других групп и учреждений образования, родителям, включались в тематические игровые программы. Так, благодаря комплексному применению различных средств воздействия у детей происходит глубокое усвоение представлений о правилах безопасного поведения.

Слайд  12. Цель игровых тренингов - привитие воспитанникам навыков безопасного поведения и алгоритма действий в опасной ситуации. Из бесед с родителями выяснилось, что их волнуют ситуации общения детей с незнакомыми людьми. А их наставления сводятся в основном к запретам типа: «Не разговаривай и никуда не уходи с незнакомыми», «Не бери у незнакомцев угощения» и т.п. Именно с этой темы было решено начать тренинги, в процессе которых на доступных примерах формировалось понимание, что окружающий мир делится не на хороших и плохих, а на тех, кого ты знаешь и доверяешь, и на всех остальных. У детей формировались умения в ситуации, когда на улице подходит посторонний, не слушать рассказы, что он папин знакомый или о красивых котятах и собачках, а отмечать расстояние безопасности, осматриваться по сторонам, уверенно отвечать «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать. Если вы не уйдёте, я буду кричать». Ситуация осложнялась тем, что в повседневной жизни детей учат слушаться взрослых, быть вежливыми, а здесь требовалось совсем другое поведение. При этом главное - не запугать детей, заставив бояться всех незнакомых взрослых. Темы последующих тренингов вы видит на экране. «Ты потерялся в городе» «Дым в соседней квартире», «Прорвало водопровод», «В дверь звонят незнакомые люди» и т.д. Практика показала, что информацию, преподнесенная в тренинге, запоминалась детям лучше.

Слайд  13. Интересной в работе со старшими дошкольниками показала себя кейс-технология, с помощью которой у воспитанников развивались умения на доступном уровне прорабатывать и анализировать различные проблемы и находить способы их решения. На практике это реализовывалось таким образом: в кейс помещалась картинка (сюжетная, дидактическая или фотография), на которой был изображен сюжет по типу «Оцени поступок». Задание для мини-группы, состоящей из воспитанников либо из воспитанников и родителей: описать и проанализировать ситуацию, найти все возможные варианты решений. Например: из кейса извлекалась картинка, на которой дети плывут по реке в надувной лодке. Мини-группа описывала изображение, составляла коллективный рассказ. Исходя из рассказа, формулировались проблемы: дети на реке без сопровождения взрослых, лодка начала сдуваться и набирать воду, быстрое течение унесло далеко и т.д. В совместном обсуждении искались варианты правильного поведения, исправления ошибок с целью избежать опасности. Достоинством данного метода явилось то, что дети получают навыки решения реальных проблем.

Слайд 14. Эта работа проводилась в сотрудничестве с родителями, ведь только они могли привязать абстрактные представления и навыки, полученные детьми, к конкретному дому, подъезду, дороге в детский сад и в последующем в школу. Родители приглашались на мероприятия с детьми, принимали в них участие. Также для них организовывались тренинги по тем же темам, которые рассматривались с детьми, но уже с точки зрения действий родителей по воспитанию у детей безопасного  поведения. Все мероприятия проводились с участием представителей МЧС, ГАИ, ОСВОД.

Слайд  15. Практика показала, что интерактивные методы имеют такие преимущества: используется здоровьесберегающий потенциал; учитываются возрастные возможности воспитанников; дети учатся понимать себя и других, приобретают опыт; все воспитанники оказываются вовлечёнными в процесс познания через интересную деятельность; создаются комфортные условия, при которых дети чувствуют свою успешность.

Вы не можете оставлять комментарии.

Компонент комментариев CComment' target='_blank'>CComment