По мнению доктора экономических наук академика П.Г. Никитенко [1, с.17], для успешного продвижения инноваций в экономике Беларуси сегодня необходимо до семи тысяч специалистов в области инновационной деятельности. Не имеющие специальной подготовки выпускники вузов, вливаясь в производственную, научную и предпринимательскую деятельность, практически не влияют на развитие инновационной деятельности, так как не готовы ее организовать. Отсюда следует вывод: широкомасштабный переход отечественной экономики на инновационный путь развития должен обеспечиваться эффективной системой мотиваций и предпосылок к внедрению достижений научно-технического прогресса в образовательный процесс. Для этого необходимо формирование инновационной культуры как ценностной основы инновационной деятельности, которая позволит повысить ее эффективность, создаст благоприятную среду для развития науки и инноваций.

        Под инновационной культурой в широком смысле слова понимается «исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности» [2]. Различаются, по меньшей мере, две наиболее общих разновидности инновационной культуры – инновационная культура общества и инновационная культура личности. Инновационная культура общества – это специфический интеллектуальный актив, который способен обусловить возникновение уникальных конкурентных преимуществ общества и участвовать в создании национального богатства [3, с.60]. Инновационная культура личности отражает целостную ориентацию человека на инновационную деятельность. Эта ориентация проявляется «в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения» [4, с.2]. В целом инновационная культура рассматривается сегодня в мире в качестве стратегического ресурса XXI века. Она включает знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека, формирует отношение общества к ним как к особо значимой социальной ценности. В то же время она способствует ускорению и повышению эффективности внедрения результатов научных изысканий, раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, оптимизирует соотношение между традициями и обновлением, стимулирует творение нового при соблюдении принципа преемственности.

       Исследования по проблемам формирования инновационной культуры педагога стали активно проводиться в последние два десятилетия [5, 6, 7]. В Республике Беларусь понятие инновационной культуры педагога наиболее полно исследовано И.И. Цыркун [7]. Автор исходит из философской трактовки понятия «культура», позволяющей рассматривать ее в единстве с человеком и его деятельностью. Если культура в целом есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, то инновационная культура, по мнению И.И. Цыркун, есть «совокупный способ и продукт инновационно-педагогической деятельности инноватора, т.е. совокупность того, что инноватор создает и как он это создает и реализует в своей сознательно направленной, свободно и постоянно совершенствующейся инновационно-педагогической деятельности».

      Таким образом, для успешного осуществления процесса инноваций в области образования, учреждения дошкольного образования нуждаются в педагогах готовых к саморазвитию, самообразованию, умеющих адаптироваться к инновационным изменениям, способных находить нестандартные (творческие) пути решений педагогических задач.

       В этой связи приобретает большое значение разработка такой системы методического сопровождения педагога, которая бы способствовала развитию его профессиональных компетенций. При этом учитывались бы и ценностный и мировоззренческий и деятельностный аспекты инновационной педагогической культуры.

        Рассмотрим данную  методическую систему на примере проведения экспериментальной деятельности по теме «Апробация программно-методического обеспечения образовательной области «Искусство» изобразительная деятельности учебной программы дошкольного образования».

        Следует отметить, что в центре образовательного процесса в учреждении дошкольного образования находятся две личности – личность педагога и личность ребёнка. Поэтому для начала на подготовительном этапе экспериментальной деятельности была проведена диагностика педагогов по выявлению индивидуальных образовательных потребностей и профессиональных запросов по реализации задач образовательной области «Искусство» учебной программы дошкольного образования. На организационном этапе  в ходе определения стратегии и тактики реализации экспериментального проекта проведено диагностическое анкетирование педагогов по выявлению уровня мотивации и  готовности к участию в экспериментальной деятельности. Диагностические данные позволили не только определить участников эксперимента, но и расставить приоритеты в методической работе по формированию основных компетенций педагогов на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

         Содержание методической работы с педагогами-участниками эксперимента отбиралось на основе принципов непрерывности, системности, научности, практикоориентированного характера. Для информационного обеспечения экспериментальной деятельности была создана творческая группа для оказания помощи в разработке диагностического инструментария и методических  рекомендаций.  Практика работы показывает, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность занимать позицию активного субъекта деятельности (в том числе инновационной), в которой реализуются его творческие силы и способности; включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему инновационного поиска; сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом; ощущать постоянную социальную заботу и справедливость оценки качества своего труда [8, с.3].

         При этом нельзя заставить педагога быть творческим и включиться в инновационный поиск. Это должно быть осознанным выбором. Задачей методической службы, творческой группы учреждения было  побудить педагога к творческой инновационной деятельности, то есть создать ситуацию, в которой его работа будет плодотворной и успешной. Именно в творческой инновационной деятельности происходит формирование собственного индивидуального стиля. И, как правило, творческий и компетентный подход к организации инновационной деятельности находит своё отражение в результатах: каждый педагог имеет возможность включиться в такой вид работы, который позволит ему повысить свою квалификацию, осмыслить свой опыт, а молодые педагоги получают бесценные уроки профессионализма и мастерства.

        Исключительное значение в данной работе имел постоянно действующий семинар-практикум по следующим темам: «Творчество в детской руке: развитие детей в рисовании»; «Некоторые особенности детского рисования и приёмы оказания помощи в его совершенствовании»; «Развитие творческих способностей детей в процессе лепки: «Пластилиновые идеи» (мастер-класс); «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей и знакомства с народной культурой»;  «Аппликация: идей для детского творчества»; «Аппликация из ткани, как часть обучения детей ручному творчеству»; «Детское конструирование и формы его организации»; «Дизайн в детском саду». Проведённая работа способствовала  повышению профессионально-педагогических компетенций педагогов по реализации задач образовательной области «Искусство» учебной программы дошкольного образования, а также по воплощению основных идей, целей и задач экспериментальной деятельности.

         Концептуальное значение придавалось подготовке и проведению педагогических советов, на которых обсуждались и обосновывались содержание, формы, методы инновационной деятельности, принимались совместные коллегиальные решения.

         Таким образом, эффективное методическое сопровождение способствует тому, что современный педагог продуктивно работает в условиях инновационного режима, которые отвечают новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Педагог осознанно повышает профессиональный уровень, понимает, что только высокий профессионализм, творчество, готовность к инновациям и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности.

         К работе методической службы также предъявляются высокие требования. Он должна способствовать эффективному управлению деятельностью и развитием коллектива учреждения в соответствии с миссией и стратегическими целями образования, повышению качества дошкольного образования, созданию условий для внедрения инноваций, поддержанию благоприятный психологический климат в коллективе.

Список литературы:

  1. Никитенко, П.Г.. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П.Г. Никитенко – Минск: Белорус. наука, 2006. – 479 с.
  2. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology.
  3. Иванюк, И.А. Инновационная культура общества – стратегический ресурс развития рыночной экономики инновационного взаимодействия / И.А. Иванюк, О.А. Воротилова //Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 2 (2). – С. 55 – 63.
  4. Старжинская Н.С., Шебеко В.Н. Формирование инновационной культуры будущего педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc.
  5. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура // А.Николаев // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №2. – С. 57–63.
  6. Афанасьева, Е.Д., Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] / Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова // Электронный журнал «Имидж». – Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?237.
  7. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогія, 2000. – 326 с.
  8. Котко, А.Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами: Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях: Ч.1: Семинар-дискуссия. Семинар – педагогический анализ. Семинар-викторина/А.Н.Котко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
Вы не можете оставлять комментарии.

Компонент комментариев CComment' target='_blank'>CComment