Наш опыт работы в сфере дошкольного образования. Взаимодействие с социумом.

Начиналась эта работа с изучения, сопоставления требований программ, по которым работают дошкольные учреждения и школа. Не всё сразу получалось гладко, приходилось браться за многие незнакомые аспекты, совершенствуя совместную деятельность. Несовпадение целей образовательного процесса дошкольного учреждения (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, разностороннее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) мы постарались свести к минимуму. Ведь не секрет, что готовность к школе школьными педагогами и родителями часто рассматривается как определённый объём полученных представлений и умений, а то, что у ребёнка могут быть не сформированы  фундаментальные личностные качества, рассматривается как второстепенная задача.

В ходе совместной работы были определены аспекты, которые следует принимать во внимание при осуществлении преемственности дошкольного и начального школьного образования:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности учащихся.
  4. Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, были определены приоритеты и сформулирована цель нашего взаимодействия: обеспечение преемственности образовательного процесса, социокультурная адаптация дошкольника к условиям нового социального статуса и ведущей деятельности ребенка; создание эмоционального комфорта и ситуации успеха для каждого ребенка, глубокое понимание потребностей, мотивов особенностей детей, опора на них.

Наша задача - совместно реализовывать модель взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

Модель

 преемственности дошкольного образования и начальной школы

Согласование целей и задач воспитания и обучения детей

Преемственность содержания программ начальной школы и детского сада
Преемственность средств, методов и приемов воспитания и обучения

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

 

Для устранения противоречий в реализации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы мы выработали ряд условий:

×          Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;

×          Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;

×          Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;

×          Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);

×          Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещения занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности и др.);

×          Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;

×          Формирование психологической готовности детей к школе (развитие восприятия, воображения, художественно– творческой деятельности и пр.).

Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях:

  • Методическая работа с кадрами.
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение круглых столов, семинаров-практикумов, бесед, методических встреч и педагогических советов для учителей и воспитателей детского сада. На этих мероприятиях рассматриваются следующие вопросы:

  1. Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
  3. Задачи детского сада и семьи по подготовке ребёнка к школе.

В конце октября каждого учебного года проводится круглый стол, в ходе которого обсуждаются проблемы адаптационного периода, результаты мониторинга процесса адаптации детей к школе. Как правило, это мероприятие планируется на каникулярное время, чтобы в нем могли принять участие все учителя начальной школы. Данная работа планируется и проводится регулярно.

В этом учебном году в ходе круглого стола мы познакомились с условиями, созданными в школе для учащихся первых классов. Учителя первых классов обозначили основные проблемы, с которыми столкнулись дети и педагоги в первой четверти. (Основной проблемой была обозначена подготовка руки ребенка к письму, адаптация к условиям школьного обучения детей из семей, где дети находятся в социально опасном положении). Также педагоги дошкольных учреждений познакомились с учителями, которые в следующем учебном году будут набирать первые классы, с содержанием и графиком работы группы по подготовке к школе. Эта работа проводится для того, чтобы затем донести эту информацию до сведения родителей и законных представителей старших дошкольников.

Такие встречи позволяют педагогам дошкольных учреждений сориентироваться на требования школы, акцентировать внимание на формировании тез представлений, умений и навыков, которые необходимы детям для дальнейшего обучения в школе. Учителя же могут опираться на представления, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного уровня развития ребёнка. Такие встречи также помогают наметить общие пути воспитания детей, педагогам лучше узнать друг друга, создать благоприятный климат, что тоже очень важно в совместной работе.

Еще одна практикоориентированная форма методической работы - взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в старших группах. Основными задачами таких просмотров являются:

×          продемонстрировать методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;

×          продемонстрировать направления и образовательные области, в которых формируются представления   наших воспитанники.

На занятия в детском саду, как правило, приглашаются учителя, набирающие детей в первый класс в следующем учебном году. Проводят эти занятия (по обучению грамоте и элементарным математическим представлениям) воспитатели, как правило, в апреле, когда у детей, с одной стороны, уже сформированы достаточно фундаментальные представления по образовательным областям, имеются основы психологической готовности детей к обучению в школе, а с другой – еще есть время для продолжения этой работы. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.   

Большая работа проводится в рамках выполнения Декрета Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 года №18. Наши специалисты присутствуют на заседаниях Совета профилактики в школе, если рассматриваются вопросы, касающиеся семей риска и неблагополучных семей наших воспитанников, у которых есть старшие сестры или братья – учащиеся школы. При необходимости педагоги совершают совместные посещения таких детей на дому. Данное взаимодействие позволяет систематизировать и актуализировать работу с каждой семьей, в зависимости от возраста детей.

Работа с детьми проходит по различным направлениям и начинается еще до поступления детей в старшую группу: здесь мы говорим о  формировании психологической готовности к школе и проводим через различные формы детской и совместной деятельности: минутки общения, организация тематических выставок (детского творчества, детских книг),  сюжетные и дидактические игры, специально организованная деятельность. И в этом процессе задействованы не только дошкольное учреждение и школа, но и наши социальные партнеры: школа искусств, детская библиотека, картинная галерея.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Содержание экскурсий разнообразно:

×          школьная линейка 1 сентября, на которой нашим детям отводится место наряду с классами;

×          школьные мастерские (проводятся дифференцированно для девочек и мальчиков);

×          спортивный зал;

×          библиотека

×          школьные кабинеты и т.д.

Дети очень внимательно и заинтересованно слушают педагогов экскурсоводов, задают  много вопросов. 

Традиционными стали встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад. Такие встречи проходят в саду регулярно, и взаимодействие здесь осуществляется уже не только со средней школой, но и школой искусств (во время экскурсий в школу искусств, и концертов учащихся этой школы в дошкольном учреждении), спортивными школами города (тематические занятия по здоровому образу жизни и по знакомству с видами спорта).

Всё это формирует у наших воспитанников мотивационную готовность к обучению в школе и вселяет уверенность в своих силахне только с точки зрения  подготовленности к школе, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего выпускного учебного года через:

×          родительские собрания, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе. В старших группах на самом первом родительском собрании воспитатели, специалисты нацеливают родителей на углубленную работу по подготовке ребёнка к школе, развитию познавательных и творческих способностей детей; поднимаются вопросы выборы школы и учителя для своего ребенка (предварительно воспитатели владеют информацией о том, кто из учителей СШ № 4 будет в следующем году работать с первоклассниками). Такая работа приносит ощутимые результаты уже на этапе формирования класса: на протяжении нескольких лет многие наши воспитанники идут в класс к одному учителю, что облегчает адаптацию к школе – дети приходят в уже знакомый коллектив;

×          информационные стенды, на которых педагоги размещают актуальную информацию;

×          сайт учреждения дошкольного образования: размещены рекомендации по подготовке руки ребенка к письму, которую могут использовать и педагоги,  и родители;

×          индивидуальные консультации с педагогами школы;

×          день открытых дверей.

В течение года в детском саду в рамках родительского клуба «Только вместе» проводятся  тематические консультационные дни для родителей:  в этом учебном году для родителей детей старших групп предусмотрена тема  «Поговорим о школе».

Осенью в школе проходит «День открытых дверей», в рамках которого проводятся и встречи с педагогами, и открытые занятия, и концертная программа, организуется выставка детских работ. Педагоги школы отвечают на вопросы родителей, проводят игровые тренинги и практикумы для родителей, анкетирование, тестирование детей и их родителей, дают квалифицированные консультации по интересующим вопросам. Всё это позволяет родителям ближе познакомиться со школой, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

В течение учебного года в школе на платной основе функционирует группа по подготовке к школе, работа в которой направлена как на подготовку детей, так и на работу с родителями: во время занятий с детьми работает консультационный пункт для родителей. Наши воспитанники и их родители посещают данную группу. Педагоги детского сада знают примерное содержание работы с детьми и осуществляют взаимодействие с педагогом этой группы.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие педагогов внутри детского сада и начальной школы.

Заместитель заведующего по основной  деятельности

ГУО «Ясли-сад № 7 г. Светлогорска» Славинская Н.М.