Наш опыт работы в сфере дошкольного образования. Взаимодействие с социумом.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

из опыта работы

На протяжении многих лет визитной карточкой государственного учреждения образования «Ясли-сад № 7 г. Светлогорска» является действующий выставочный зал. Его работа в учреждении дошкольного образования организована на основании Положения о выставочном зале (Приложение 1), которым определены его основные функции и задачи, содержание и результативность работы.

В выставочном зале созданы условия для проявления всех видов творчества детей, родителей и, конечно же, педагогов. Кроме того он также решает задачи воспитания любви к родному краю, его природе; формирования предпосылок для ранней социализации воспитанников; расширения взаимодействия с социумом; пропаганды эффективного опыта педагогов, повышения их творческой активности, совершенствования творческого потенциала.

Благодаря выставочному залу на новом, более качественном уровне  организуются различные формы работы с детьми: занятия-экскурсии, игровые занятия с элементами творческих заданий, исследовательская деятельность, беседы, игры-викторины, конкурсные программы и, конечно же, экскурсии – ведь это же выставочный зал.  Выставки посещают не только дети среднего и старшего возраста,  но и малыши 3-4 лет. Ведь раньше мы не могли организовать для них выход в настоящий выставочный зал или в музей, потому что это, во-первых, длительные экскурсии и прогулки за территорию учреждения с малышами не проводятся, а, во-вторых, содержание выставок, которое предлагается там, не рассчитано на таких маленьких зрителей. Накоплен практический материал по проведению различных форм работы с детьми с использованием экспозиции выставочного зала (Приложение 2). Творческой группой педагогов созданы тематические подборки стихов, сказок, загадок.

Успешность и эффективность данной деятельности напрямую зависит от организации правильной выставочной среды. В первую очередь воспитанников привлекает яркость и эстетичность экспозиций, что, естественно, учитывается в оформлении выставочного зала и отдельных выставок. При отборе экспонатов   педагоги руководствуются особенностями восприятия материала дошкольниками разного возраста. Содержание выставок на доступном дошкольникам уровне несёт образовательную и воспитательную нагрузку, вызывает заинтересованность, развивает познавательную активность, любознательность.

Немаловажное значение имеет динамичность и регулярная сменяемость экспозиций, постоянное внесение новых элементов. Продолжительность каждой выставки определяется в зависимости от её темы. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется творческими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. В процессе деятельности выставочного зала появились выставки, которые с одной стороны стали традиционными, потому что проходят ежегодно, а с другой стороны их экспозиции постоянно пополняются новыми интересными экспонатами. Пользуются большой популярностью и успехом выставки, приуроченные к любимым праздникам, такие как «Мамины руки творят чудеса», «Писанка – символ солнца и добра», «Новогодний калейдоскоп» и другие (Приложение 3).

Для проведения творческих выставок в выставочном зале используются работы не только сотрудников, воспитанников и родителей учреждения, но и наших партнеров из других учреждений образования и культуры. Специалисты картинной галереи «Традиция» предоставляют экспонаты для тематических выставок картин и проводят занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста по восприятию произведений изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Регулярно проводятся выставки детской книги и познавательные игры-занятия, которые организуют сотрудники детской библиотеки-филиала № 6 Светлогорской РЦБС. Данная работа проводится в рамках  совместных проектов и акций («Дошкольное лесничество», «Территория непосед», «Семья особой заботы» и т.д.). Яркие и красочные персональные выставки декоративно-прикладного искусства оформляют сотрудники центра творчества детей и молодежи «Ювента». Эти экспозиции интересны не только воспитанникам, но и родителям. Регулярно проводимые в стенах выставочного зала нашего учреждения выступления учащихся школы искусств способствуют расширению представлений наших воспитанников о мире музыки  и в целом взаимообогащению эстетических чувств, эмоций и  переживаний.

Каждый участник образовательного процесса (ребёнок, родитель, педагог) может попробовать себя в разных качествах. Любители прекрасного становятся посетителями и ценителями, творческие натуры – авторами отдельных прекрасных работ и персональных выставок, активные и деятельные личности могут попробовать себя в качестве экскурсоводов. Таким образом, активность дошколят проявляется в практической деятельности и отражает полученные представления, впечатления об окружающем. Старшие дошкольники с удовольствием сопровождают выставки «Легенда о Шатилках», «З лягендаўi мiфаў далёкiх паданняў», «Край зеленый Беловежье» как для сверстников, так и для родителей и гостей учреждения.

Специально организованная деятельность детей в выставочном зале имеет свою специфику, которая заключаются в том, что воспитанники даже старшего дошкольного возраста не могут длительное время сохранять статичную позу при посещении выставок. В связи с этим педагоги  предусматривают возможность дозирования информации и переключения активности детей на другую деятельность, если внимание воспитанников ослабевает. В этом случае преимуществом выставочного зала в учреждении становится возможность неоднократного посещения одной и той же выставки. В процессе специально организованной деятельности с воспитанниками в выставочном зале кроме ознакомления с экспозицией и рассматривания экспонатов педагоги используют сюрпризные и игровые моменты, беседы об искусстве и по содержанию выставок, демонстрации мультимедийных презентаций и познавательных фильмов для детей, дидактические игры, художественное слово, продуктивную деятельность: рисование, лепку.

Кроме воспитанников нашего учреждение организуемые выставки посещают дети из других учреждений дошкольного образования, школ города, ребята, которые занимаются в кружках ЦДиЮТ «Ювента», в школе искусств.

Этот зал полюбили родители наших воспитанников.  Их приводят дети на выставки, и тогда уже сами ребята выступают в роли экскурсоводов, рассказывая мамам и папам то, что узнали от педагогов. Обычные родительские собрания проходят здесь более уютно и тепло. Более содержательными и разнообразными стали вечера совместного отдыха, семейные гостиные, занятия «Материнской школы», родительского клуба «Только вместе», творческой мастерской «Веселье и труд рядом живут». Всё это помогает установить взаимопонимание и доверие с семьями воспитанников, сотрудничество и сотворчество с ними в интересах ребенка.

Стоит обратить внимание и на методический аспект деятельности выставочного зала, в котором ежегодно организовываются постоянно действующие и эпизодические методические выставки для педагогов. Их направленность, как правило, разнообразна и многопланова. Это могут быть выставки «Новинки методической литературы», «Работаем по реализации направлений деятельности учреждения»,  «Безопасное лето» и т.д. Для трансляции и популяризации эффективного опыта педагогов проводятся методические выставки, представляющие как опыт педагогов нашего учреждения, так и педагогов района.

В общем, работа по использованию возможностей выставочного зала в образовательном процессе увлекает педагогов, развивает и обогащает деятельность детей, привлекает родителей, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.

Приложение 1

                                                                          

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ

государственного учреждения образования

«Ясли-сад № 7 г. Светлогорска»

  1. Выставочные зал в учреждении дошкольного образования выполняет следующие функции:
    1. Реализация работы по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому направлениям.
    2. Развитие и углубление сотрудничества с детской библиотекой, Домом ремесел, городским музеем истории города, школой искусств и другими учреждениями образования, культуры.
    3. Реализация принципов педагогики сотрудничества в системе «педагоги – воспитанники – родители».
    4. Приобщение участников образовательного процесса к истокам духовной культуры; обогащение воспитанников доступными знаниями в области изобразительного искусства, экологии, истории страны, города.
    5. Создание методического центра учреждения дошкольного образования по различным направлениям деятельности.
  2. Задачи выставочного зала:
    1. Осуществлять приобщение воспитанников к восприятию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
    2. Пропагандировать эффективный опыт работы педагогов учреждения дошкольного образования.
    3. Повышать творческую активность, развивать потенциал педагогов и родителей через их участие в подготовке и организации выставок.
    4. Осуществлять педагогическое просвещение родителей.
    5. Расширять кругозор воспитанников и родителей и педагогов через обеспечение методического и информационного сопровождения выставок.
    6. Закреплять у воспитанников представления о правилах поведения в общественных местах: выставочных залах, музеях, и умение их соблюдать.
  3. Организация деятельности выставочного зала:
    1. Ответственным за работу выставочного зала, координацию деятельности педагогов, общее состояние и безопасность условий  является заместитель заведующего по основной деятельности.
    2. Время работы выставочного зала: ежедневно с 9.00 до 18.00.
    3. Ответственными за соблюдение требований безопасности и охраны труда при проведении разных форм работы с воспитанниками являются сопровождающие педагоги.
    4. При проведении разных форм работы на педагогов возлагается ответственность за соблюдение порядка, сохранность экспонатов и материалов.
    5. Посещение выставочного зала воспитанниками и обучающимися других учреждений образования осуществляется по предварительной договоренности с администрацией учреждения дошкольного образования и согласованию с медицинским персоналом об отсутствии карантина.
    6. Работу с воспитанниками в выставочном зале проводят педагоги учреждения дошкольного образования. Могут привлекаться сотрудники музея истории города, Дома ремесел, детской библиотеки, картинной галереи «Традиция», школы искусств.
    7. Ответственными за методическое и информационное сопровождение выставок являются заместитель заведующего по основной деятельности и назначенные педагоги.
  4. Содержание работы выставочного зала:
    1. В выставочном зале  организуются выставки различной тематики и техники исполнения: картин, плакатов, фотографий, декоративно-прикладного искусства, поделок, макетов и т.п.; постоянно действующие и эпизодические методические выставки.
    2. В выставочном зале проводится следующие формы работы с воспитанниками: посещения выставок; тематические занятия, праздники, конкурсные программы, видеопросмотры (записи проведенных мероприятий, познавательных программ, мультфильмов) и т.д.
    3. В выставочном зале проводится следующие формы работы с взрослыми (педагогами, родителями): посещения выставок, семинары, педагогические советы, мастер-классы, консультации, лекции, тематические вечера, родительские собрания, творческие конкурсы, семейные гостиные и т.д.
    4. Предоставлять работы для организации выставок имеют право сотрудники, родители, воспитанники  учреждения и других учреждений образования и культуры города и района.
    5. В выставочном зале организуются персональные, тематические выставки, выставки  по результатам смотров-конкурсов и т.д.
    6. Выставочный зал по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома может служить базой для проведения районных, областных и республиканских мероприятий (семинаров, круглых столов, выставок и т.д.)
    7. После посещения выставок в выставочном зале посетителям предлагается оставить свои отзывы в Журнале отзывов и предложений выставочного зала.
    8. Все проведенные выставки регистрируются в Журнале учета выставок: название выставки, авторы, даты проведения.
    9. Результаты работы выставочного зала заслушиваются на педагогическом совете и определяются дальнейшие перспективы развития.

          

Приложение 2

Канспект спецыяльна арганізаванай дзейнасці  для дзяцей сярэдняй групы па адукацыйнай вобласці “Дзіця і грамадства”

Тэма: ПА СТАРОНКАХ РОДНАЙ ЗЯМЛІ

Аўтар: намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці Славінская Н.М.

Праграмныя задачы: фарміраваць уяўленні выхаванцаў аб родным краі і родным горадзе; развіваць цікавасць да города, яго мінуллага і сучаснага жыцця; выхоўваць пачуццё любві, гонару і павагі  да сваёй малой радзімы, яе жыхароў; развіваць нацыянальную самасвядомасць.

Папярэдняя работа: афармленне выставы “Лягенда аб Шацiлках”, падрыхтоўка макетаў і малюнкаў, папярэлднія гутаркі, экскурсіі.

Матэрыял i абсталяванне: серыя малюнкаў «Лягенда аб Шацiлках», макеты цэнтральнай плошчы горада, макет вескi (дамы, дрэвы, лодкi, рыбы, дзiкiя звяры, кветкi, грыбы), малюнкi серыi «Свойскiя жывёлы»: певень, сабака, кот, карова, парсюк, гусак;  кошык, муляжы гароднiны: качаны капусты, агуркi, буракi; абрус, посуд: керамічныя гаршчок, гладыш, талеркі, драўляныя лыжкі,  кубачкі;  дзіцячыя музычныя інструменты; макет дрэва, стужкі.

Ход занятка:

Дзецiўваходзяць у выставачную залу дзiцячага сада.

Выхавацель: Адкажыце, калi ласка, у якiм горадзе мы жывём?

Адказы дзяцей: У Светлагорску.

Выхавацель: Зараз мы жывём у сучасным гарадзе, але наш Светлогорск не заужды быў такiм. Цi жадаеце вы даведацца, як усё пачыналася? (Адказы дзяцей). Тады я вас запрашаю на вельмi цiкавую выставу. А экскурсiю для нас правядзе выхаванец старэйшай группы.  Слухайце ўважлiва.

Экскурсавод: (апавяданне з апорай на серыю малюнкаў) Даўным даўно сем падарожнiкаў адправiлiся щчасце шукаць. Доугi час шлi яны i выйшлi на бераг ракi. Ўбачылі прыгожае месца і вырашылі там пасяліцца. Назвалі раку Бярэзінай, таму што на яе берагах расло шмат стройных бярозак. Вада ў рацэ была чыстая, празрыстая i вадзiлася ў ёй шмат рыбы. У навакольных лясах было шмат дзічыны, раслі грыбы і ягады. Прайшоў час i вырасла на беразе ракі невялікая вёсачка. Людзі там жылі дружна, ва ўсім дапамагалі адзін аднаму.

Быў сярод падарожнiкау чалавек, якога звалi Раман Шацiла. Жыў  ён са сваей сям`ёй i раслаў яго прыгажуня-дачка. Дружна яны жылi, шмат дабра рабiлi людзям. У памяць аб Шацiле, весачку назвалiШатiлкавiчы, пазней – Шацiлкi.

Выхавацель:

Пытаннi  да дзяцей:

  1.  Як падарожнiкi назвалi раку, на бераг якой яны выйшлi?
  2. Чаму яе назвалi Бярэзiна?
  3. Як назвалi вёску, каторая з`явілася на беразе ракі?

Выхавацель: Вёска была зусiм невялiкая, мела яна  толькiадну вулiцу, усе дамы на каторай былi драўлянымii аднапавярховымi. (Выхавацель звятрае ўвагу на макет). Вось паглядзіце: які прыгожы зялёны луг і цудоўная рака. Як раз на такім месцы і узніклі  Шацілкі. Зараз я ператвару вас у падарожнікаў, як у легендзе. Я напомню вам лягенду, а вы па яе зместу будзеце выконваць дзеянні.

«Выйшлi падарожнiкi на бераг ракi. Ўбачылі прыгожае месца і вырашылі там пасяліцца. Назвалі раку Бярэзінай, таму што на яе берагах расло шмат стройных бярозак (ставяць дрэвы).  Вада ў рацэ была чыстая, празрыстая i вадзiлася ў ёй шмат рыбы (пакласці рыбак на макет). У навакольных лясах было шмат дзічыны, раслі грыбы і ягады (у лесе – звяры (лось, касуля, кабан…), грыбы, кветкi). Прайшоу час i вырасла на беразе ракі невялікая вёсачка (паставiць дамы)». 

Вось якую вёску мы пабудавалi на беразе ракі.  Дамы стаяць на адным беразе, каб жыхары вескі маглі заходзіць адзін да аднаго ў гасці.

А што на другім беразе? Правільна бярозавы лес.

Як жыхары вескі будуць перабірацца на гэты бераг? (паставіць лодкі).

Вось якая прыгожая вёска атрымалася.

Выхавацель:  Ці не забыліся мы з вамі чаго?

У кожным вясковым двары было багатае подвор`е. А хто ж там жыў? Зараз я вам пачытаю апавяданне, а ўiм шмат загадак.Калi ласка, адгадвайце. А мне будзе дапамагаць маленькая гаспадынька.

«Першы прачынаецца наш пявун, чырвоны грабянец, чырвоная бародка. Крыламi махае, ycix падымае:

—Кукарэку! Кукарэку! Хопiць ляжацъ на баку! Уставайце, сонца сустракайце!

Хто гэта такi? (паставiць малюнак на мальберт, цi цацку на макет вёскii так далей па зместу).

А яму у адказ вартаўнiк кудлаты пад ганкам, вушы тарчма, хвост абаранкам.

—Гаў, гаў! Я не спаў! Хату вартаваў!

Хто гэта такi?

На лаўцы вусач прачнуўся, соладка пацягнуўся:

—Мяў, мяў! Рана мяне падняў! Якраз прыснiлася сажалка поўная смятаны!

Хто гэта такi?

А рагуля галаву падняла i кажа:

—Му-ў! Я табе памагу! Пачастую малачком, пачакай, калi прыйдзе гаспадыня з вядром!

Хто гэта такая?

Выскачыў з хлява беленькi круглячок, замест носа — пятачок:

Pox-pox! I я люблю малаком частавацца. А яшчэ люблю ў лужыне паваляцца!

Хто гэта такi?

Не паспеў ён у лужыну кiнуцца, як чырванадзюбы шчыпач ляціць:

—Га-га-га! Гэта лужына мая! Не чапаць, а то буду шчыпаць!

Хто гэта такi

Замацаваць назвы  жывёл i абагульняючыя словы «свайскiя жывёлы».

Выхавацель: Але на гэтым сялянская  праца не канчалася. Давайце паслухаем нашую маленькую гаспадыньку.

Дзяучынка:      Ладачкi-ладкi!.

Мы палолi градкi,

Мы палолicaмi,

Cвaiмiрукамi.

Ад стараннай працы

Выраслi на градцы

Вось такiя буракi,

Вось такiя агуркi,

А капусты качаны —

Вось такой велiчынi.

Дзяучынка складвае гародніну ў кошык, дзеці гуляюць у гульню (з iмiтацыяй рухаў).

Выхавацель: Сапраўды працавiтыя жыхары жылiў вёсцы. А можа вы ўспомнiце пасловiцы аб працы?

  • Работа i кормiць i поiць.
  • Хто працуе, той не сумуе.
  • Дай кароўцы бурачка, дасць кароўка малачка.
  • Ад ляноты чакай бядоты.

Выхавацель: Ну вось, з гаспадаркай управiлiся. Зараз мажна i гасцей паклiкаць. А што патрэбна гасцінным гаспадарам, каб прыняць гасцей?  (прыгатаваць смачную ежу, накрыць прыгажы стол). Давайце дапаможам гаспадані. На стол пасцелем прыгожы абрус, паставім посуд.

Выхавацель па ходу слоў дае індывідуальныя даручэннi дзецям прынесцi абрус, гаршчок, гладыш, лыжкі, талеркі, кубачкі.

Выхавацель: Мне ўспомнiлася цiкавая гульня, якая называецца «Кубачак драўляны». Пагуляем?

Карагодная гульня «Кубачак драўляны»

Усе становяцца ў кола, пасярэдзіне знаходзіцца дзіця з драўляным кубачкам у руках. Дзеці пляскаюць у далоні, дзіця з кубачкам ідзе па крузе і спявае:

Распісны драўляны кубачак я маю,

Хто ў мяне яго купіў – усіх я запрашаю.

На прыканцы песні спыняеца, ставіць кубачак на падлогу перад удзельнікам гульні, на якім сканчылася песня. Потым яны выходзяць з кола і бягуць вакол яго ў розныя бакі. Перамагае той, хто хутчэй ухопіць кубачак. Гульня працягваецца.

Выхавацель: Якая самая любiмая ежа ў беларускай вёсцы? (адказы дзяцей). Пра галоўную ежу беларусаў раскажа нам наша гаспадынька.

Дзяучынка: З бульбы добрай нашай

Робяць клёцкі, кашу,

Пірагі з грыбамі,

З мясам, буракамі.

Бульбу вараць,

Бульбу смажаць,

Бульба наша – любата.

З беларускай бульбы

Ежа – смаката.

Выхавацель: Пасля смачнага абеда госці спявалі прыгожыя песні. (песня «Чаму ж мне не пець?» з гульнёй на дзіцячых музычных інструментах).

Выхавацель:  Не забываліся і пра гульні. Хто будзе лічыць?

Лічылка:    Раз, два, тры, чатыры, пяць,

Воук з лісой пайшлі гуляць.

Следам ёжык тупаціць.

Мы пайшлі… Табе вадзіць!

Карагодная гульня «Маша»

Усе становяцца ў кола, пасярэдзіне знаходзіцца Маша з завязанымівачамі. Дзеці прыгаворваюцъ:

Маша, ты пацеха наша!

Ручкі з золата, ножкі з долата,

Валасы кудлатыя, а вочы зыркатыя.

Выхавацель падводзіць да Машы аднаго з дзяцей, а Машаспрабуе адгадаць, хто гэта. Kaлi яна адгадае імядзіцяці, той становіцца Машай, калі не — гульня прагяцваецца.

Выхавацель: Добра пагулялі, але давайце вернемся да нашай выставы. Шмат гадоў прайшло з тых часоў. Прыехалі ў веску будаўнікі і пабудавалі прыгожы горад. Як называецца гэты горад? (адказы дзяцей).

Вельмі скора наш родны Светлогорск будзе святкаваць свой юбілей. Што мы звычайна жадаем адзін аднаму ў дзень нараджэння? (адказы дзяцей). А давайце скажам свае пажаданні нашаму любімаму гораду і аставім іх на гэтым цудоўным дрэве жаданняў.

         Дзеці:

- Каб горад быў прыгожым.

- Каб горад быў чыстым.

 - Каб горад быў маладым.

- Каб у ім жылі толькі добрыя людзі.

- Каб людзі жылі мірна.

Выхавацель: А я  жадаю, каб у нашым горадзе было шмат такіх цудоўных дзяцей, як вы.

Кожны, хто сказаў пажаданне, замацаўвае на макете дрэва  стужку.

Песня аб Светлагорску

Горад любы, горад юны

Сярод сосен і бяроз.

Як пад крыламі матулі

Вырастаў, квітнеў і рос.

Любы наш Светлагорск,

Горад над ракою,

Ты заўсёды ў маім сэрцы,

Мы сябры з табою.


Приложение 3

Тематика проводимых  в выставочном зале выставок:

  • белорусского декоративно-прикладного творчества,
  • «Легенда о Шатилках» (акварель);
  • «З лягендау i мiфау далёкiх паданняу» (акварель);
  • «Край зеленый Беловежье» (акварель); 
  • «Чтобы не было беды"» (акварель);
  • «Юный город на древней земле» (фотография);
  • «Родныя краявiды» (фотография);
  • «Белорусский костюм для любимой куклы» (изготовление кукольной одежды по мотивам белорусских народных костюмов);
  • «В гостях у сказки» (изготовление кукольной одежды по мотивам сказок);
  • иллюстраций к детским художественным произведениям;
  • совместного творчества педагогов, родителей и детей:

×          «Мамины руки творят чудеса» (различные виды рукоделия);

×          «Самый весёлый праздник» (выставка нетрадиционных новогодних ёлок);

×          «Зимушка хрустальная» (фотография);

×          «Писанка – символ солнца и добра» (различные виды рукоделия).